Главная » Статьи » Топография » Военная топография

Определение точки стояния в лесистой местности
Данный материал не откроет читателю никаких особых тайн. Предлагаемым способом определения точки стояния в лесу пользуются неизвестное количество времени. Статья публикуется с целью обратить внимание читателя на сложность данной проблемы. Конечно, современные системы типа американской GSM, работающей со спутниками "Навстар” легко решают эту проблему. Однако в условиях войны их сигнал может быть заглушен, устройства могут быть потеряны или сломаны и т.п. Привыкание к пользованию техническими новинками развращает бойцов. Они должны уметь пользоваться самыми простыми средствами.

Для управления боем необходимо располагать точными данными о местонахождении своих подразделений. Умение ориентироваться в своем местонахождении приобретает особенно существенное значение в настоящее время, когда бои развертываются в лесистой местности, где трудности управления боем существенно возрастают. Между тем в условиях такой местности способы определения точки стояния на карте, изложенные в учебниках, практически почти неприменимы. Правильность данного утверждения легко подтвердить, рассмотрев некоторые из этих способов.

Способ обратной засечки

На карте выбирают два или три ориентира, которые имеются и на местности, а затем точно (с учетом склонения магнитной стрелки при ориентировании по боковой границе трапеции, а также склонения и сближения меридианов при ориентировании по километровой сетке) ориентируют карту по компасу. Затем карту закрепляют и прикладывают к ней линейку скошенным краем к изображенному на ней ориентиру и перемещают задний конец линейки до тех пор, пока ее скошенный край не будет направлен на тот же ориентир, находящийся на местности.
Достигнув этого, следует прочертить карандашом на карте линию (по скошенному краю линейки). Это и будет направление с нашей точки стояния в ориентир на местности. Такая работа последовательно проделывается через все выбранные ориентиры на карте и местности. Пересечение двух-трех прочерченных нами линий и даст нашу точку стояния.

Рассмотрим теперь так называемый способ Болотова.

Как и в первом примере, на карте выбирают три ориентира, которые имелись бы и на местности. Затем берут кусок восковки, кальки или просто промасленной бумаги, закрепляют его неподвижно в горизонтальном положении и намечают карандашом произвольную точку. После этого приемом, описанным выше, визируют поочередно на каждый ориентир, находящийся на местности, и проводят линии на бумаге. Вершины трех сходящихся углов в месте, где обозначена произвольная точка, укажут нам нашу точку стояния по отношению к ориентирам. Сняв бумагу и приложив ее к карте так, чтобы все три линии направления прошли соответственно через ориентиры, изображенные на карте, мы определим наше местоположение на ней. Оно будет там, где оказалась произвольно поставленная нами точка.
Все остальные способы определения точки стояния основаны на тех же принципах, что и описанные два способа, и применяются на местности, менее трудной для ориентирования.
Положительной стороной рассмотренных нами способов определения точки стояния является их довольно высокая точность.
Однако их применение возможно лишь на открытой местности, в светлое время суток и при наличии ориентиров как на карте, так и на местности. В лесистой местности они почти неприменимы. Кроме того, в районах боев наиболее удобные ориентиры (церкви, башни, мельницы и др.) враг разрушил. Все это вместе взятое в большинстве случаев исключает возможность определения своей точки стояния.
В брошюре "Ориентирование в лесу”, изданной в 1943 г. Отделом боевой подготовки Волховского фронта, в методику определения точки стояния на карте внесены ценные дополнения применительно к условиям лесистой местности. В частности, рекомендуется обозначать ориентиры световыми сигналами (серия ракет, очередь трассирующих пуль и т.д.), а в особо важных случаях ставить в районе опорных пунктов и ориентиров шар-пилоты.
Эти дополнения к существующим способам позволяют производить наблюдение непосредственно с земли, причем не только днем, но и ночью. Кроме того, создается возможность использовать в качестве ориентиров предметы с резко выраженными контурами (устья рек, ручьев и т.д.) и характерными точками рельефа.
Здесь уместно дополнить указанные выше способы тем, что наблюдения светосигналов лучше производить путем отсчета азимута по компасу, так как из-за малой продолжительности времени (горение ракеты, трасса пуль) визирование линейкой и выполнение графической работы не всегда возможны.
Описанные нами дополнительные способы теоретически долее применимы для определения точки стояния в лесистой местности, но все же практическое осуществление их во время боя остается крайне сложным. Для обозначения ориентиров, например, и наблюдения за ними потребуется значительная группа бойцов (до 7 человек), которые должны удалиться от части на значительное расстояние. Кроме того, нелегко обеспечить согласованность во времени подачи сигналов, а также организацию наблюдения. Мы уже не говорим о необходимости иметь под руками достаточное количество осветительных средств.
Наиболее удобным для определения точки стояния на карте в лесистой местности со слабо выраженным рельефом мы считаем способ проложения азимутного хода с постепенным (по мере движения части) наложением его на карту. Сущность этого способа и порядок работы заключаются в следующем. От ориентира (опорной точки) измеряют азимуты углов при поворотах и длину пройденного расстояния по каждой прямой. Все эти данные заносят в специальную ведомость. После того как часть (подразделение) углубится в лес и потребуется определить точку стояния на карте, при помощи транспортира переносят данные азимутного хода на карту. Конечный пункт измерения покажет точку стояния. Этот способ дает следующие удобства:

- нужен лишь один ориентир (или одна опорная точка), который был бы на карте и на местности;

- исключается зависимость в определении точки стояния от погоды, видимости, времени суток;

- требуется небольшое число людей для измерения (3 человека: азимутчик и два отмерщика), причем все они следуют вместе с частью или подразделением.
Описанный способ испытан на практике. Ошибки, полученные при проложении азимутного хода длиной в 7 км, дали в восьми случаях отклонение от истинной точки стояния всего в 250 м. такой результат следует признать вполне удовлетворительным. Предполагаемый способ легко усваивается как командным составом, так и бойцами, а следовательно может быть широко применен в бою.

Лейтенант П. Резников / www.vrazvedka.ru






Обучение движению по азимуту ночью


В данной статье автор имеет целью поделиться опытом обучения движению по азимутам ночью. Методика, применяемая в нашем училище по этому виду занятий, дала хорошие результаты.
К занятиям по обучению движению по азимутам, особенно ночью, нужна тщательная подготовка не только руководителя, но и обучаемых. Каждый из обучаемых, например, должен точно определить и запомнить размер пары шагов. Делается это так. Мерной лентой или рулеткой отмеряется двухсотметровый отрезок расстояния. Обучаемые трижды проходят этот отрезок расстояния и определяют, какое среднее количество пар шагов укладывается в нем. Затем на это среднее количество делят цифру 200, и размер своего "парного” шага (счет под левую ногу) найден.
Руководитель, готовясь к проведению занятия, выходит на местность, намечает несколько маршрутов, проходит по ним и составляет схему каждого маршрута. Число намеченных маршрутов должно быть равно половине состава обучаемых. Таким образом, если обучаемые начнут движение с противоположных концов (один навстречу другому), то каждый обучаемый будет иметь свой "отдельный” маршрут. Протяженность каждого маршрута - 2-3 км, причем на этом расстоянии должно быть не менее 5-6 колен. Для облегчения контроля за движением обучаемых намечать маршруты следует с учетом, чтобы их начальные и конечные точки сходились недалеко одна от другой (примерно в радиусе 200- 300 м).
На каждый маршрут руководитель готовит данные для двух маршрутов, для чего он принимает конечную точку одного маршрута за начальную другого и изменяет прямые азимуты на обратные (на 180°). Эти данные записываются в виде дробей, числители которых показывают величину азимута колен в градусах, а знаменатели - длину этих колен в метрах. Ниже мы показываем форму записей данных для движения по азимутам в оба конца, подготовленных по схеме одного маршрута:

Маршрут № 1:
Исходная точка маршрута № 1 - памятник; конечная - западные ворота.

Маршрут № 2:
Исходная точка маршрута №2 - западные ворота; конечная - памятник.

Подготовив маршруты, руководитель обязан собрать нужное количество компасов и зарядить их. Лучше всего взять компасы системы Адрианова. При отсутствии солнечного света зарядку компасов можно производить при ярком свете электрической лампы.

Проведение занятий

Первая часть.
В назначенное время, с наступлением темноты, взвод по указанию руководителя входит в освещенное помещение. Здесь руководитель знакомит, обучаемых, каким путем при помощи компаса можно выдерживать ночью требуемое направление, и разъясняет, что передвижения по азимутам должны быть скрытными, с соблюдением звуковой и световой маскировки. Указав далее, что при движении в темноте точная установка указателя мушки компаса на нужный отсчет затруднительна, руководитель приступает к тренировке зрения курсантов. С этой целью он, выключив свет, приказывает курсантам отпустить у компасов тормоза стрелок и установить в темноте указатель мушки на 0°. Когда курсанты выполнят это, руководитель включает свет и проверяет точность установки мушки. Затем, применяя этот же метод, руководитель тренирует обучаемых в установке указателя мушки на отсчеты 90°, 180° и 270°.
Добившись от курсантов точной установки указателя на указанные отсчеты, руководитель переходит к объяснению правила нахождения в темноте отсчетов 45°, 135°, 225° и 315°. "Для нахождения отсчета 45°, - указывает руководитель, - дугу первой четверти между двумя светящимися точками надо разделить на глаз пополам; для нахождения отсчета 135° следует разделить пополам дугу второй четверти; для нахождения отсчета 225° делится пополам дуга третьей четверти; дуга четвертой четверти делится пополам для нахождения отсчета 315°”. После такого пояснения руководитель выключает свет и приказывает обучаемым установить указатель мушки сначала на отсчет 45°, а потом и на отсчеты 135°, 225° и 315°, проверяя точность работы курсантов после нахождения каждого из этих отсчетов при включенном свете. В дальнейшем он тренирует обучаемых в установке указателя мушки па такие градусы, найти которые более трудно, например: 120°, 111°, 173°, 237° и т. д.
Убедившись, что обучаемые находят сравнительно точно и эти отсчеты, руководитель объясняет им, как следует производить запись данных для движения, чтобы они легко читались в темноте. Из объяснения руководителя обучаемые должны уяснить, что более легко различаются и читаются в темноте цифры высотой 1,5-2 см, написанные красным карандашом на белой бумаге или мелом на черной доске.

Вторая часть.
Подготовка и тренировка обучаемых в помещении заканчиваются на том, что руководитель вручает каждому обучаемому лист бумаги с написанными на нем данными для движения и предлагает перевести расстояния колеи маршрута (указанные на бумажке в метрах) в свои парные шаги; приказывает переписать данные маршрута красным карандашом большими буквами на лист белой бумаги.
При выполнении этой работы руководитель следит за правильностью производимых обучаемыми записей и исправляет их ошибки. Убедившись в том, что все записи данных сделаны правильно, руководитель создает простую тактическую обстановку, ставит обучаемых, скажем, в роль старшего дозорного в разведке на марше и приказывает выйти к своим начальным точкам, чтобы затем двигаться по заданным маршрутам.
Спустя некоторое время после выступления обучаемых по заданным им маршрутам руководитель переходит в район конечных точек маршрутов и ожидает прихода обучаемых. Здесь он опрашивает прибываемых, проверяет, в каких направлениях и около каких местных предметов они проходили, и объявляет каждому оценку.
Описанный нами метод проведения занятий несколько усложняет труд преподавателя, но обеспечивает высокую подготовку курсантов. Обученные таким методом курсанты хорошо усваивают порядок движения ночью по азимуту, хорошо ориентируются на местности и почти безошибочно выходят к намеченному для них пункту.
Категория: Военная топография | Добавил: Белка (11.05.2011)
Просмотров: 1448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Вход
...
пистолеты песни бесплатно верит кто не ветеран где-то они ВДВ лучше нет на вокзальном перроне Марш звезда Ангелы заоблачного война Кончилась Армейские Бросок небеса какая Пистолеты-пулеметы подснежник военкомат Все мы Андрюху про null Гранатомет Автомат Калашникова винтовки дробовик гранаты ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ Бронетранспортер БТР-60П БТР LAV-150 «Коммандо» БТР «Драгун» БТР M113 Бронетранспортер М3 фирмы «Панар» Бронетранспортер SIBMAS Бронетранспортер TPz 1 БТР ТМ 170 Бронетранспортеры БТР UR-416 БТР «Кондор» Бронетранспортер VAB БМОП Бронированные машины органов правоп Fahd Бронетранспортер «Фахд» БТР-80 Послевоенное развитие Type 73 Armored Personnel Carrier БТР «тип 73» БТР FV432 Бронетранспортеры БТР-60 Бронетранспортер Легкий бронетранспортер ACMAT бтр «Панар»VCR XA-200 Wheeled Armoured Vehicles БТР ХА-200 Pandur Wheeled Armoured Vehicle Бронетранспортер «Пандур» БТР-70 Многоцелевая гусеничная машина МТ-ЛБ Боевая машина пехоты БМП АМХ VCI VCC-1 «Камиллино» БМП Боевая машина пехоты М-80 VBCI M2 Bradley БМП М2 «Брэдли» FV510 Warrior БМП FV510 (MCV-80) Уорриор БМП-3 AMX-10P Infantry Fighting Vehicle Боевая машина пехоты БМП АМХ-10Р Модернизация БТР и БМП Внутри БМП (подробная конструкция) Боевое применение БМП танк «Челленджер-1» М60 М60А1 М60А2 Основные боевые танки Mk 1 «Меркава» боевой Мк 2 Основной боевой танк «тип 74» Основной боевой танк АМХ-32 Основной боевой танк Т-62
...