Главная » Статьи » Авиация » Истребители

Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15 разработан в ОКБ П.О.Сухого и является дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков Су-9 и Су-11. Ещё в конце 50-х годов в ОКБ были разработаны опытные самолёты Т-49 с боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС и Т-5 с двумя двигателями Р-11. На основе этого задела в инициативном порядке был спроектирован перехватчик Т-58 с ТРДФ АЛ-7Ф2 и РЛС "Орёл-Д" ("Орёл-2") в заострённой носовой части фюзеляжа. Ведущим конструктором по самолёту был назначен Н.Зырин.

Вскоре выяснилось, что мощности двигателя не достаточно. Было решено заменить его более мощным АЛ-9, но он так и не вышел из стадии разработки. Тогда решили установить 2 ТРДФ Р-11Ф-300.Двухмоторный самолёт получил обозначение Т-58Д. В феврале 1962 года вышло официальное постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ создание нового перехватчика. 30 мая 1962 года прототип Т-58Д1 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). Испытания продолжались до июня 1964 года. В ходе испытаний несколько полётов выполнил даже сам командующий авиацией ПВО маршал авиации Е.Я.Савицкий. В марте 1965 года самолёт под обозначением Су-15 принят на вооружение Войск ПВО страны. Первый серийный самолёт был изготовлен в Новосибирске в марте 1966 года (задержка связана с загрузкой завода выпуском Як-28П), а крупносерийное производство освоено в 1967 году. Впервые показан публике летом 1967 года на авиационном празднике в Домодедово.

Су-15 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным треугольным крылом (55° по передней кромке) и стреловидным оперением. На самолётах поздних серий крыло имеет переменную стреловидность (на концах уменьшена до 45°) и снабжено системой сдува пограничного слоя. Планёр изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов. Кабина пилота гереметизированная с системой кондиционирования воздуха. Катапультное кресло КС-4 (разработка ОКБ Сухого) обеспечивает покидание самолёта во всём диапазоне высот при минимальной скорости 120 км/ч. Шасси трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ Р-11Ф2С-300 (на более поздних модификациях Р-11Ф2СУ-300, затем Р-13-300, Р-13Ф-300). Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа расположена бортовая РЛС. Вооружение состоит из 2 ракет средней дальности Р-98 (Р-98Т с инфракрасной ГСН и Р-98Р с радиолокационной ГСН), подвешенных на пилонах под крылом. Для ближнего боя на самолёте Су-15ТМ могут применяться 2-4 ракеты Р-60 или пушечные контейнеры УПК-23-250. Допускается подвеска 2 бомб ФАБ-250. Для увеличения дальности полёта предусмотрена подвеска двух ПТБ по 600 л каждый.

Комплекс перехвата Су-15-98, в состав которого входил самолёт Су-15, был способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 2000 км/ч в передней полусфере и 1600 км/ч в задней полусфере в диапазоне высот 1000-23000 м. Комплекс Су-15-98М, в составе которого входил Су-15ТМ и наземный комплекс наведения "Воздух-1М", отличался увеличенной вдвое дальностью перехвата и был способен перехватывать цели, летящие со скоростью 500-2500 км/ч в диапазоне высот 2000-21000 м. Радар "Тайфун-М" мог обнаруживать цели, летящие на 9000 м выше самолёта, а ракеты Р-98М - поражать цели, летящие на 4000 м выше с передней полусферы и на 6000 м с задней.

В 60-80-х годах самолёты Су-15 составляли основу истребительной авиации ПВО (ими было вооружено 25 полков). Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских "Боиннга" (20 марта 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года). Самолёт широко использовался в качестве летающей лаборатории.

В 1966-1980 годах изготовлено около 1400 самолётов Су-15 всех модификаций. В ВВС и на экспорт не поставлялся. В начале 70-х годов несколько самолётов с советскими экипажами применялись в Египте. В 1990 году самолёты Су-15ТМ попали под договор об ограничении ВС в Европе и в массовом порядке начали выводится из эксплуатации и уничтожаться. Снят с вооружения в 1991 году.

Фотографии Cу-15 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Су-15 ("изделие 37") - серийный перехватчик. Оснащался РЛС "Орёл-Д" ("Орёл-ДМ", "Орёл-ДПА", РП-15). Выпускался в 1966-1969 годах.
  • Су-15бис - модернизированный. Отличался двигателями Р-25-300. Разработан в 1972 году.
  • Су-15Т (Т-58Т, "изделие 37М") - модернизированный. Отличался бортовой РЛС "Тайфун". Разработан в 1969 году. В 1970-1971 годах изготовлено 12 самолётов.
  • Су-15ТМ - модернизированный. Отличался двигателями Р-13Ф-300, РЛС "Тайфун-М" (РП-26), закрытой обтекателем оживальной формы, и удлинённой на 300 мм носовой стойкой шасси. Разработан в 1970 году. Выпускался в 1971-1975 годах.
  • Су-15УБ (У-58Б) - учебно-боевой. Отличался наличием РЛС. В 1970 году изготовлен 1 самолёт.
  • Су-15УМ (У-58М, "изделие 43") - учебно-боевой на базе Су-15ТМ. Отличался отсутствием РЛС. Вооружение состояло из ракет Р-98Т с тепловой ГСН. Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-15УТ (У-58Т, "изделие 42") - учебный на базе Су-15. Отличался двухместной кабиной, отсутствием РЛС и вооружения (под крыльями подвешивались макеты ракет Р-98). Выпускался с 1970 года.
  • Т-58ВД - самолёт укороченного взлёта и посадки. Отличается наличием 3 дополнительных подъёмных двигателей РД-36-35. В 1966 году переобрудован из Т-58Д1.
  • Т-58Д1 - первый прототип. Первый полёт 30 мая 1962 года.
  • Т-58Д2 - второй прототип. Отличался увеличенным килем. Первый полёт в мае 1963 года.
  • Т-58Д3 - прототип для серии. Отличался конструкцией фюзеляжа.
  • Т-58Л - прототип с лыжным шасси. Переоборудован в 1965 году из Т-58Д2.

Лётно-технические характеристики

Су-15Су-15ТМ
ДвигателиР-11Ф2С-300Р-13Ф-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная 
на форсаже

2х3900 
2х6200
2х4100 
2х6700
Габариты, м:

размах крыла 
длина с ПВД 
высота

8,616 
21,44 
5,0
9,34 
21,44 
5,0
Площадь крыла, м234,5636,6
Масса, кг:

пустого 
взлётная нормальная 
взлётная максимальная

10220 
16520 
17350
10874 
17194 
17900
Запас топлива, л68606860
Скорость максимальная, км/ч:

у земли 
на высоте 
посадочная

1200 
2230 
315
1300 
2230 
285
Максимально допустимая перегрузка5,05,0
Дальность полёта, км:

без ПТБ 
с ПТБ

1260 
1540
1380 
1780
Практический потолок, м1850018100
Длина разбега, м

пробега, м

1150 
1000
1000 
850
Экипаж, чел.11
Вооружение:

пушечное

-2хУПК-23-250

ракетное

2хР-982хР-98 
4хР-60М

бомбовое

2х2502х250
Категория: Истребители | Добавил: Белка (26.03.2013)
Просмотров: 1352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Вход
...
пистолеты песни бесплатно верит кто не ветеран где-то они ВДВ лучше нет на вокзальном перроне Марш звезда Ангелы заоблачного война Кончилась Армейские Бросок небеса какая Пистолеты-пулеметы подснежник военкомат Все мы Андрюху про null Гранатомет Автомат Калашникова винтовки дробовик гранаты ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ Бронетранспортер БТР-60П БТР LAV-150 «Коммандо» БТР «Драгун» БТР M113 Бронетранспортер М3 фирмы «Панар» Бронетранспортер SIBMAS Бронетранспортер TPz 1 БТР ТМ 170 Бронетранспортеры БТР UR-416 БТР «Кондор» Бронетранспортер VAB БМОП Бронированные машины органов правоп Fahd Бронетранспортер «Фахд» БТР-80 Послевоенное развитие Type 73 Armored Personnel Carrier БТР «тип 73» БТР FV432 Бронетранспортеры БТР-60 Бронетранспортер Легкий бронетранспортер ACMAT бтр «Панар»VCR XA-200 Wheeled Armoured Vehicles БТР ХА-200 Pandur Wheeled Armoured Vehicle Бронетранспортер «Пандур» БТР-70 Многоцелевая гусеничная машина МТ-ЛБ Боевая машина пехоты БМП АМХ VCI VCC-1 «Камиллино» БМП Боевая машина пехоты М-80 VBCI M2 Bradley БМП М2 «Брэдли» FV510 Warrior БМП FV510 (MCV-80) Уорриор БМП-3 AMX-10P Infantry Fighting Vehicle Боевая машина пехоты БМП АМХ-10Р Модернизация БТР и БМП Внутри БМП (подробная конструкция) Боевое применение БМП танк «Челленджер-1» М60 М60А1 М60А2 Основные боевые танки Mk 1 «Меркава» боевой Мк 2 Основной боевой танк «тип 74» Основной боевой танк АМХ-32 Основной боевой танк Т-62
...